МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Структура

История школы

Символика школы

Наш город

Полезные ссылки

Новости

Сведения о

МБОУСОШ № 2

Основные сведения

Структура и органы

управления ОУ

Документы

Устав МБОУСОШ № 2

Лицензия

Свидетельство о государственной аккредитации

Свидетельство о государственной регистрации права

План финансово-хозяйственной деятельности

Локальные нормативные документы

Отчет о результатах самообследования

Оказание платных образовательных услуг

Результаты проверок

Образование

Образовательные стандарты

Руководство Педагогический состав

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Материально-техническое обеспечение

Школьная библиотека

Организация питания

Организация медицинского обслуживания

Виды материальной

поддержки

Платные образовательные

услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места

Краевой конкурс

 «Единый Всекубанский урок

к 74-летию Краснодарского края»

 «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ»

 Клычниязова Наталья Павловна, учитель кубановедения МБОУСОШ № 2

муниципального образования город Горячий Ключ

г. Горячий Ключ, 2011г.

Цели: воспитание гражданской позиции и патриотических чувств; развитие интереса к прошлому и настоящему своей семьи, города, станицы, края, страны;  формировать коммуникативные умения при выполнении исследовательской работы.                            

Оборудование:  интерактивная доска, ватман, карандаши, фломастеры, подборка газет, копии фотографий из семейного альбома  для исследовательской работы и раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока.

(При входе в класс учащимся предлагается занять место с табличками обозначающие периоды: 1) 1900-1939г.г.; 2) 1941-1949г.г.; 3) 1950-1960г.г.; 4) 1970-1980г.г.; 5) 1990-2000г.г.,  в зависимости от выполненного домашнего задания)

1.       Этап мотивации.

Ребята сегодня вы присутствуете на Едином Всекубанском   уроке,  посвященном Дню Краснодарского края, а чтобы вы  смогли  узнать тему, предлагаю вашему вниманию кроссворд,  отгадки спрятаны в кубанских загадках.  Слайд 1.

 

  1.    Возьму я загадку

        Закину на грядку

        Взойдет высоко

        Пожнётся легко. (зерно)

2.       Кто не работает, тот не…(ест)

3.      Сам худ, голова с пуд    (молоток)

4.      Сама не ем, а других кормлю (ложка)

5.      Посреди огорода лежит колода

         Ни взять ни поднять

         Ни собакам отдать  (язык)

6.     Два братца в воду глядятся, вовек не сойдутся (отражение)

7.     Жило четыре братца

         Гнались друг за другом

         И так и не догнали (телега)

8.      Говорить не думая, что стрелять не … (целясь)

9.      Чугунка манэнька

        Да каша сладэнька (орех)

10.     Идет, не двигаясь с места (время)

  Слайд №2

 

(На интерактивной доске зрительный ряд природы Кубани, на фоне лирической народной музыки  учитель читает) Слайд №3

                                Шумят, шумят желтеющие нивы,

                                Красою сердце веселя.

                                Родимый край мой

                                Край судьбы счастливой,

                                Земля отцов - моя земля

                                                                Иван Варавва

2. Подводящий  диалог:

- Что означает выражение « Земля отцов – моя земля», почему мы так говорим?     (слушается мнение  3-4 учащихся)

Предлагаю посмотреть сценку  «Диалог отца и сына».

3. Проблемная ситуация

Инсценировка силами учащихся:

Сын: Папа, сегодня на уроке Кубановедения у нас была тема « Земля отцов – моя земля».

           Коля Семенов рассказал  историю своего рода, которая связана с историей Кубани и  России. Могу ли я

       сказать, что Земля отцов – моя земля, ты работаешь врачом, а я  хотел бы стать программистом.

Отец: Каждый современный человек должен знать свою родословную. Твой прадедушка –    потомственный казак, а казаки были трудолюбивы. «Свое добро надо оберегать постоянным трудом» - говорили в станицах. Каждое утро прадедушка обходил свой двор кормил коня, корову.  В его дворе было много животных. Работал он до поздней ночи.  Семья была большая, хлопот было много. Дедушка в годы Великой Отечественной войны был танкистом. После войны он, как многие люди, восстанавливал сельское хозяйство. В колхозе он работал трактористом, а впоследствии он стал главным агрономом.

Все мы  работаем на одной земле. Идут века, меняются поколения, люди передают  накопленный опыт, знания,  традиции и должны сделать жизнь лучше.

Ребята, какое противоречие в диалоге вы услышали?

Предполагаемый  ответ учащихся:

Сын, сравнивая профессии,  пытается понять,  почему земля отцов его земля.

Постановка проблемного вопроса

- Какую проблему нам нужно решить? 

Почему мы говорим Земля отцов – наша земля.  Слайд.№4

(Предположения учащихся)

4. Активизация.                  

Рассказ учителя о быте казаков.

(Слайд №5) О подвигах казаков написано много, но гораздо меньше - об их повседневной жизни, в которой формировались взгляды на воинскую службу, где набирались они смелости  и отваги. Казаки вписали в историю страны ярчайшие события, без их участия трудно представить отдельные события.

Казаки считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнёта и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла».

(Слайд №6) С первым потоком переселенцев – черноморцев в 1793 г. на Кубань прибыла в обозе (в разобранном виде) походная войсковая  Свято - Троицкая церковь, которая сразу была установлена.

На Тамани войсковым судьей А. Головатым была построена церковь Покрова пресвятой Богородицы (1794г.)  Сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: станицы Архангельская, Благовещенская, Вознесенская, Новотроицкая, Новопокровская, Успенская…

(Слайд №7)    В каждой хате был святой угол, где висели иконы, которые передавали из поколения в поколения. Практически в каждой семье хранились Библия, Евангелие, молитвенник. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.

(Слайд №8)    Берегли казаки  связь поколений.  Где-то по привычке («Так заведено»), а в большей степени целеустремленно («Предками завещано»)  они поддерживали культ старших в семье, хранили и передавали их житейский опыт – все это сплачивало семью и защищало семью от ударов судьбы.

Если кому из служивших казаков везло и он, на недельку другую, попадал в родные края, то, возвращаясь обратно к месту службы, обязательно привозил подарки своим одностаничникам, которые служили с ним в одном полку, от близких им людей. Это были новые сапоги, вышитые платки, темно-вишневые кисеты с табаком.

Понятно, что из всего этого складывался образ отцовского дома, где любят и ждут – образ, который всегда берегли в своем сердце.

5. Открытия нового знания. Работа в группах

- Ребята, свое место в группах  занято вами  согласно выполненному домашнему заданию. Найдя фотографии из личного архива,  вы поработали с определённым временем.  Каждая группа  создаст свой кадр хроники определенного участка времени, а все вместе мы создадим ленту времени. Вам необходимо приклеить копии фотографий на ватман, исследуя статьи в газете необходимо придумать символ  участка времени  и изобразить его в центре ватмана.

 6. Самостоятельная работа  учащихся в группах.

Примеры  символа: 1900-1939г.г  трактор.; 2) 1941-1949г.г огонь.; 3) 1950-1960г.г  ракета.; 4) 1970-1980г.г символ олимпийских игр.; 5) 1990-2000г.г флаг Краснодарского края.         

- Предлагаю каждой группе защитить созданный вами кадр хроники  временной эпохи.

Представители групп выступают с «защитой» своей работы.

Таким образом, складывается лента времени и поочерёдно закрепляется на доске.

- Хранители истинно  народной  мудрости – это пословицы,  поговорки. Какие из следующих пословиц подойдут к нашей «Ленте времени»? Обоснуйте свой ответ.

           Без корней не бывает дерева

           Береги землю родимую, как мать любимую.

           Своя земля и в горстке мила.

7. Итог урока.

- На какой вопрос мы отвечали на уроке? (Возвращаемся к проблемному вопросу. Слайд №4)

- Чьи предположения подтвердились? Как теперь вы ответите на вопрос: Почему мы так говорим: «Земля отцов – моя земля»?

Диалог с учащимися.

Вывод: деятельность человечества складывается из маленьких ручейков,  которые перерастают в большой поток реки, наши родственники представители наших семей жили и живут,   трудились и трудятся  в разные  времена,  но все оставляют огромный опыт   и вносят  вклад в историю России и Кубани.  Мы по праву можем утверждать,  что земля отцов – моя земля. Мы живем на прекрасной кубанской земле, которая названа  жемчужиной России, именно нам наследникам земли отцов беречь и  приумножать богатства родного края, его традиции, совершать открытия, хорошо учиться.

4.  Рефлексия                                                                             

- Ребята, что на уроке  вам запомнилось больше всего?

- На какой вопрос вы затруднялись ответить?

О чем бы вы хотели поговорить на следующем уроке?

- У вас на столе  2 карточки с разными изображениями  казачат, -  это оценки нашего урока.

Оцените свою работу на уроке  (дети поднимают картинку «веселого казачка», если активно работали на уроке, или картинку  «грустного казачка»,если  являлись только слушателями. На  интерактивной доске появляется изображение слайд №9,   слайд №  3  звучит весёлая кубанская мелодия.)    

 

 

                     Используемая литература:

1  В.Н.Ратушняка.    Родная Кубань страницы истории- ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2003

2  А.В. Маслов Кубанская старина -   ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2007г.

3  Василий Чуприн Тихая моя Родина  - Краснодар  2003г.

4  Петр Ткаченко Кубанские пословицы – Москва  граница 1999 г.

5  Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова  Пословицы, поговорки и загадки Кубани – Г.Краснодар1993г.

6  Б.Е. Фролов, Ю.В.Зеленский, Е.А. Хачатурова История Кубани в рассказах и иллюстрациях-  ОИПЦ «Перспективы образования»  2005г.

Символика школы

Порядок приема в школу

Программа развития

Организация учебно-воспитательного процесса

Электронные образовательные ресурсы

Общественное

управление

Приоритетный Национальный проект «Образование»

Воспитательная работа

Государственная итоговая аттестация

  ГИА - 9

  ГИА -11

Центр профориентационной

работы

Наш профсоюз

Обращения граждан

Противодействие коррупции

Информация для учащихся

Школьное научное общество "ЭкстриМ"

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к ОГЭ

Олимпиады

Конкурсы

Результаты конкурсов

Список учебников

Электронные образовательные ресурсы

Методическая работа

Кубановедение

Аттестация педагогических

кадров

Группы казачьей направленности

Библиотека

Карта сайта

Форум

 Почтовый адрес: 353290, Краснодарский край,

город Горячий Ключ, ул. Ленина, д.137

e-mail: school2@gor.kubannet.ru 

 Лебедь Е.В., 2010-2013г., 2014г.