Новости
Сведения о
МБОУСОШ № 2
Основные
сведения
Структура и органы
управления
ОУ
Документы
Устав МБОУСОШ № 2
Лицензия
Свидетельство о государственной
аккредитации
Свидетельство о государственной регистрации права
План
финансово-хозяйственной
деятельности
Локальные нормативные документы
Отчет о
результатах самообследования
Оказание платных образовательных
услуг
Результаты проверок
Образование
Образовательные стандарты
Руководство Педагогический состав
Стипендии и
иные виды материальной поддержки
Материально-техническое обеспечение
Школьная библиотека
Организация питания
Организация медицинского обслуживания
Виды материальной
поддержки
Платные
образовательные
услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные
места
|
Рабочая
программа по кубановедению, 5-6 классы.
Пояснительная записка.
Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина,
которая реализуется с 2004/2005 учебного года в каждом учреждении
системы общего образования Краснодарского края с 1по 11 класс. Предмет
изучения составляют представленные в интегрированной форме история и
экономика Кубани, её природно- климатические и экологические особенности,
этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов,
населяющих край.
Актуальность и обоснованность наличия курса
кубановедения в региональном базисном учебном плане предопределена его
практической направленностью на реализацию органического единства
интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина
России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае
расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться
ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно
реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
Содержание программы соответствует «Обязательному
минимуму содержания общего образования по кубановедению», который
утвержден решением коллегии департамента образования и науки
Краснодарского края от 27.10.2004г. ( приказ департамента образования и
науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего
образования по кубановедению» от 14.12.2004г. №01.8/2228).
Программа построена с учетом принципов системности,
научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням
общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное)
общее образование), внутри ступеней по классам.
Так как в пятом классе тема введение перекликается
с предметом история России, было принято решение использовать 1 час
проектной деятельности, с целью активизировать деятельность учащихся
летом: сравнить наиболее известные природные объекты, памятники истории
и культуры своей местности.
На основании письма о внедрении курса «Кубань
многонациональный край» в рамки предмета кубановедения рекомендовано
было включить в рабочую программу 5-6 классов блок состоящий из 4 часов
на каждый класс. Поскольку в 5 классе тема «Кочевые и оседлые племена
Прикубанья в раннем железном веке» совпала с авторской программой
считаю возможным внедрить 3 учебных часа из данного блока.
В 6 классе тема «Народы Кубани в эпоху
Средневековья» дублирует тему авторской программы считаю целесообразным
ввести 2 учебных часа из блока «Кубань многонациональный край».
№ |
Разделы, темы
|
Количество
|
часов |
Примерная или
авторская программа |
Рабочая программа |
|
5 касс |
|
|
1 |
Кубань
в эпоху каменного века |
6 |
6 |
|
Древние собиратели и охотники |
|
2 |
|
Появление человека современного облика. |
|
2 |
|
Земледельцы и скотоводы. |
|
2 |
2 |
Северо-западный Кавказ в эпоху бронзы. |
5 |
5 |
|
Майкопская и ямная археологические культуры. |
|
1 |
|
Дольменная культура. |
|
2 |
|
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры. |
|
2 |
3 |
Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке |
8 |
8 |
|
Кочевники кубанских степей. |
|
5 |
|
Меоты-
земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. |
|
1 |
|
Мифология скифов, меотов, сарматов. |
|
1 |
|
Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. |
|
1 |
4 |
Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей. |
10 |
10 |
|
Начало древнегреческой колонизации. |
|
2 |
|
Античная мифология и Причерноморье. |
|
2 |
|
Занятия жителей колонии. |
|
2 |
|
Боспорское царство. |
|
2 |
|
Культура и быт греческих городов-колоний. |
|
1 |
|
Культура и быт Боспора римского времени. |
|
1 |
5 |
Кубань
многонациональный край |
0 |
3 |
|
Вводный урок. Кубань- перекресток цивилизаций. |
0 |
1 |
|
Роль
греческой колонизации и боспорского царства. |
0 |
1 |
|
Итоговый урок. Культурно исторические памятники Кубани мирового
значения и их исследователи. Проектная деятельность |
1 |
1 |
6 |
Итоговое повторение |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
всего |
34 |
34 |
6
класс |
№ |
Разделы, темы
|
Количество
часов |
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
|
|
|
|
1 |
Природа малой родины и человек |
8 |
8 |
|
Источники информации о малой родине. |
|
2 |
|
Неповторимый мир природы. |
|
2 |
|
Изменение природы человеком. |
|
1 |
|
Население Кубани и вашей местности |
|
3 |
|
|
|
|
2 |
История Кубани (
IV-XVIвв.) |
14 |
14 |
|
Кубань в эпоху Средневековья. |
|
3 |
|
Восточные славяне в Прикубанье |
|
3 |
|
Кубань в 13-15 вв. между ордынцами и генуэзцами |
|
2 |
|
Народы Кубани в 16 в.. |
|
6 |
|
Итоговое повторение и проектная деятельность |
1 |
1 |
3 |
Культура народов Прикубанья в средние века. |
8 |
8 |
|
Религиозные верования жителей Северо-Западного
Кавказа. |
|
5 |
|
Кубанские страницы древнерусской литературы.
Нартские сказания. |
|
3 |
4 |
Кубань многонациональный край |
0 |
2 |
|
Вводный урок. Кубань перекресток цивилизаций |
0 |
1 |
|
Итоговый урок. Проектная деятельность. Общность
исторических судеб народов Кубани |
1 |
1 |
|
Итоговое повторение |
2 |
1 |
|
всего |
34 |
34 |
№п/п
Урока
Темы
раздела |
Содержание
(разделы,
темы)
|
Кол-во
часов |
Даты проведения |
Оборудование урока |
План |
факт |
Урок 1 |
Вводный урок. Кубань перекресток цивилизаций. |
1 |
3.09 |
|
Карта Краснодарского края |
Раздел 1 |
Кубань в эпоху каменного века |
6 |
|
|
|
Тема 1 |
Древние собиратели и охотники |
2 |
|
|
|
Урок 2 |
Понятие «каменный век», его периодизация. Быт и занятия
древнейшего человека. |
1 |
10.09 |
|
Карта Краснодарского края |
Урок3 |
Стоянки среднего палеолита. Работа с текстом «Удачный день». |
1 |
17.09 |
|
Мультимед. Проектор,
карта |
Тема 2 |
Появление человека современного облика. |
2 |
|
|
|
Урок 4 |
«Человек
разумный»в позднем палеолите. |
1 |
24.09 |
|
Мультимед. Проектор,
карта |
Урок 5 |
Мезолит. Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на
мамонта». |
1 |
01.10 |
|
Мультимед.
Проектор,
|
Тема 3 |
Земледельцы и скотоводы. |
2 |
|
|
|
Урок 6 |
«
Неолитическая революция». Неолитические стоянки на Кубани. |
1 |
8.10 |
|
таблица |
Урок 7 |
Энеолит. Стоянки на территории Кубани. Работа с текстом «Весенний
праздник». |
1 |
15.10 |
|
Таблица, Карта |
Раздел 2 |
Северо-западный Кавказ в эпоху бронзы. |
5 |
|
|
|
Тема 4 |
Майкопская и ямная археологические культуры. |
1 |
|
|
|
Урок8 |
Особенности производства бронзы на Северном Кавказе.
Археологические культуры. |
1 |
22.10 |
|
Карта, Мультимед.
Проектор, |
Тема 5 |
Дольменная культура. |
2 |
|
|
|
Урок 9 |
Казачья и адыгейская легенды о происхождении дольменов.
Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье. |
1 |
29.10 |
|
Видеофильм
«Памятники
дольменной культуры» |
Урок 10 |
Классификация дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище». |
1 |
12.11 |
|
Мультимед.
Проектор, |
Тема 6 |
Северокавказская, катакомбная и срубная культуры. |
2 |
|
|
|
Урок 11 |
Расселение северокавказских племён по территории Кубани. |
1 |
19.11 |
|
Карта Краснодарского края |
Урок 12 |
Катакомбная культура Срубная культура. Работа с текстом «тайны
летейщика» |
1 |
26.11 |
|
таблицы |
Раздел 3 |
Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем
железном веке. |
8 |
|
|
|
Тема 7-8 |
Кочевники кубанских степей. |
5 |
|
|
|
Урок 13 |
Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда. Второе
общественное разделение труда. |
1 |
3.12 |
|
Таблица, карта |
Урок 14 |
Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. |
1 |
1012 |
|
Таблица, карта |
Урок 15 |
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. |
1 |
17.12 |
|
Таблица, карта |
Урок 16 |
Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни. Сираки на
Правобережье Кубани и Восточном Закубанье. |
1 |
24.12 |
|
Таблица, карта |
Урок 17 |
Античные авторы о кочевниках. Работа с текстом «Курган в степи». |
1 |
14.12 |
|
Произведения
Античных авторов |
Тема 9 |
Меоты- земледельческие племена Северо-Западного
Кавказа. |
1 |
|
|
|
Урок 18 |
Территория проживания меотов Занятия и общественный стой. |
1 |
21.01 |
|
Таблица, карта |
Тема 10 |
Мифология скифов, меотов, сарматов. |
1 |
|
|
|
Урок 19 |
«История»
Геродота. Легенды происхождения скифов. |
1 |
28.01 |
|
Произведения
Античных авторов |
Тема 11 |
Искусство и быт кочевого и оседлого населения
Прикубанья. |
1 |
|
|
|
Урок20 |
Материальная культура. Археологические находки в скифских
курганах. |
1 |
04.02 |
|
Мультимед.
Проектор, |
Раздел 4 |
Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского
морей. |
10 |
|
|
|
Тема 12 |
Начало древнегреческой колонизации. |
2 |
|
|
|
Урок21 |
Великая греческая колонизация. |
1 |
11.02 |
|
карта |
Урок 22 |
Основание колоний. Греки и местное население. |
1 |
18.02 |
|
Карта Краснодарского края |
Тема13-14 |
Античная мифология и Причерноморье. |
2 |
|
|
|
Урок23 |
Миф
о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. |
1 |
25.02 |
|
Произведения
Античных авторов |
Урок 24 |
Мифы о Геракле, амазонках, Прометее. |
1 |
04.03 |
|
Произведения
Античных авторов |
Тема 15 |
Занятия жителей колонии. |
2 |
|
|
|
Урок25 |
Занятия жителей колонии. Повседневная жизнь, земледелие,
огородничество. |
1 |
11.03 |
|
Таблица, карта |
Урок 26 |
Работа с текстом «Микка- дочь Стратоника». |
1 |
18.03 |
|
Произведения
Античных авторов |
Тема16 |
Боспорское царство. |
2 |
|
|
|
Урок 27 |
Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет
Боспорского государства. |
1 |
25.03 |
|
Произведения
Античных авторов |
Урок 28 |
Набеги кочевников. Работа с текстом «Битва на реке Фат». |
1 |
08.04 |
|
Мультимед.
Проектор, |
Тема 17 |
Культура и быт греческих городов-колоний. |
1 |
|
|
|
Урок 29 |
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры. |
1 |
15.04 |
|
Мультимед.
Проектор, |
Тема 18 |
Культура и быт Боспора римского времени. |
1 |
|
|
|
Урок 30 |
Влияние культуры Рима. |
1 |
22.04 |
|
Мультимед.
Проектор, |
Урок 31 |
Работа с текстом «Тигратао-царица синдов». |
1 |
29.04 |
|
Произведения
Античных авторов |
Раздел 5 |
Кубань многонациональный край |
3 |
|
|
|
Урок 31 |
Роль греческой колонизации и боспорского царства |
1 |
29.04 |
|
Карта Краснодарского края |
Урок 34 |
Итоговый урок. Культурно – исторические памятникиКубани мирового
значения и их исследователи. Проектная деятельность |
1 |
20.05 |
|
Мультимед. Проектор, |
Раздел 6 |
Итоговое повторение |
2 |
|
|
|
Урок32 |
Появление первобытных людей на территории Кубани |
1 |
6.05 |
|
Таблица, карта |
Урок 33 |
Античный период истории Кубани. |
1 |
13.05 |
|
|
|
всего |
34 |
|
|
|
№
Урока
Темы
раздела |
Содержание
(раздел,
тема, урок) |
Кол-во
часов |
Даты проведения |
Оборудование урока |
план |
факт |
Урок 1 |
Вводный урок. Кубань перекресток цивилизаций |
1 |
|
|
|
Раздел 1 |
Природа малой родины и человек |
8 |
|
|
|
Тема 1 |
Источники информации о малой родине. |
|
|
|
|
Урок 2 |
Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор
фотографии |
Урок3 |
Географические и исторические карты. Краеведческая литература. |
1 |
|
|
Карта Краснодарского края |
Тема 2 |
Неповторимый мир природы. |
|
|
|
|
Урок4 |
Особенности природы Кубани и своей местности. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок5 |
Природные объекты и памятники природы, истории и культуры. |
1 |
|
|
проектор
фотографии |
Тема 3 |
Изменение природы человеком. |
|
|
|
|
Урок6 |
Влияние человека на природу своей местности. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Тема 4 |
Население Кубани и вашей местности |
|
|
|
|
Урок7 |
Площадь территории края. Численность населения. Типы населенных
пунктов. |
1 |
|
|
Карта Краснодарского края |
Урок 8 |
Особенности культуры, быта, традиции народов Кубани. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор предметы быта |
Урок 9 |
Административно-территориальная принадлежность вашего
населённого пункта. |
1 |
|
|
Карта Краснодарского края |
Раздел 2 |
История Кубани ( 4-16 вв.) |
14 |
|
|
|
Тема 5 |
Кубань в эпоху Средневековья. |
|
|
|
|
Урок10 |
Переход от античности к эпохе Средневековья. |
1 |
|
|
Произведения античных авторов |
Урок 11 |
Племена болгар(булгар) на северном Кавказе. |
1 |
|
|
таблицы |
Урок 12 |
Образование государства у хазар и рост его могущества. |
1 |
|
|
карта |
Тема 6 |
Восточные славяне в Прикубанье |
|
|
|
|
Урок13 |
Восточные походы киевских дружин в первой половине 10 в.. |
1 |
|
|
карта |
Урок 14 |
Восточные славяне на Таманском полуострове. |
1 |
|
|
Карта, таблицы |
Урок 15 |
Половцы (кыпчаки) на Кубани. |
1 |
|
|
карта |
Тема 7 |
Кубань в 13-15 вв. между ордынцами и генуэзцами |
|
|
|
|
Урок 16 |
Борьба народов северного Кавказа с монгольскими завоевателями.
Тимур (Тамерлан) на Кубани: столкновение с черкесами. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 17 |
Итальянские колонии на Кавказе. Взаимоотношения итальянцев с
черкесами. Торговые города Приазовья. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор таблицы, карта |
Тема 8 |
Народы Кубани в 16 в.. |
|
|
|
|
Урок 18 |
Племена адыгов после распада Золотой Орды. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 19 |
Армянские переселенцы (черкесо-гаи). Занятия населения. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 20 |
Ногайцы на Кубани. Происхождение ногайцев. |
1 |
|
|
таблицы |
Урок 21 |
Борьба горцев против турецких завоевателей. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 22 |
Политика Московской Руси на Северном Кавказе. Расширение границ
на востоке. |
1 |
|
|
карта |
Урок 23 |
Итоговое повторение. История Кубани (4-16) в.. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Раздел 3 |
Культура народов Прикубанья в средние века. |
8 |
|
|
|
Тема 9 |
Религиозные верования жителей Северо-Западного
Кавказа. |
|
|
|
|
Урок 24 |
Язычество славян. |
1 |
|
|
Очерки истории культуры на Кубани |
Урок 25 |
Языческие верования адыгов. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок26 |
Распространение христианства на Северо- Западном Кавказе. |
1 |
|
|
Произведения истории Православия на Кубани |
Урок 27 |
Христианизация Алании. |
1 |
|
|
Произведения истории Православия на Кубани |
Урок 28 |
Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ.
Утрата христианских позиций. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Тема 10 |
Кубанские страницы древнерусской литературы.
Нартские сказания. |
|
|
|
|
Урок 29 |
Произведения древнерусской литературы в историческом контексте. |
1 |
|
|
таблицы |
Урок 30 |
«Тмутараканская
тема в «Слове о полку Игореве». Отличие летописи от
повествования. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 31 |
Кубань в произведениях русской литературы
XV-XVI
вв.. |
1 |
|
|
Мультимед. проектор |
Урок 32 |
Роль христианства в развитии культуры. Проникновение
католичества на Кубань. |
1 |
|
|
Произведения истории Православия на Кубани |
Урок 33 |
Итоговое повторение. Общее и особенное в языческих верованиях
адыгов и восточных славян. |
1 |
|
|
Таблицы, мультимед. проектор. |
Урок 34 |
Итоговый
урок Проектная деятельность. Общность исторических судеб народов
Кубани |
1 |
|
|
Таблицы, мультимед. проектор. |
|
Всего |
34 |
|
|
|
|
|